"История рифмуется. Она не повторяется, она рифмуется," — говорит Тобиас Штольц-Цвиллинг, глобальный PR-менеджер Warhorse, перефразируя известную цитату, часто ошибочно приписываемую Марку Твену. И он сетует на то, что студия, работающая над Kingdom Come: Deliverance II, снова оказалась втянута в утомительные культурные войны.
Еще в 2017 году, до выхода первой Kingdom Come: Deliverance, игру критиковали за отсутствие персонажей с другим цветом кожи и обсуждали, насколько это исторически оправдано. Дискуссия об изображении средневековой Европы оказалась интересной, но быстро переросла в полемику с противоположными лагерями. Одни обвиняли игру в "неисторичности" и излишней однородности, другие защищали ее как якобы творение, выступающее против повестки. А поддержка руководителя движения Gamergate только подливала масла в огонь.
После релиза большинство игроков согласились, что игра получилась отличной. Она не была учебником истории, но давала насыщенное и увлекательное погружение в Богемию. Однако за ней закрепился ярлык "антивоук" игры. Теперь ситуация изменилась: критика обрушилась на сиквел из-за наличия в нем опционального гей-романа и большего разнообразия этнических и религиозных персонажей.
Несколько лет назад нас метили одним способом. Теперь нас метят иначе. А мы просто хотим делать классные игры.
— Штольц-Цвиллинг
Причина появления новых персонажей проста — разработчики углубили исторические исследования и переместили действия в Куттенберг — один из важнейших городов средневековой Богемии.
Куттенберг был королевским монетным двором и финансовым центром. Здесь жили немцы, итальянцы и представители еврейской общины.
— старший дизайнер игры Ондржей Биттнер
Важно не просто показать их внешность, а их взгляды на мир в контексте преобладающей чешской и христианской культуры.
Теперь игроки встретят ромов (цыган), представителей различных вероисповеданий и даже смогут завести дружбу с наемниками-куманами. Те самые куманы, которых в первой части изображали однобоко — как злодеев и врагов. В продолжении их образы стали сложнее, отражая жестокую природу войны, где у всех "руки в крови".
Даже такие второстепенные герои, как священник Годвин, получили больше экранного времени и детализированные истории.
Хотя разработчики радуются, что могут показать разнообразие взглядов и историй, постоянная критика со стороны тех, кто видит в этом "повестку", их утомляет.
В идеальном мире мы бы вообще не участвовали в этих спорах.
— Штольц-Цвиллинг
К счастью, релиз Kingdom Come: Deliverance II состоится уже завтра, и это должно поставить подвести по крайней мере одну черту, заканчивая спекуляции.